I.
ПРОЛОГ. Период
становления.
С момента возникновения села Яготина и до
сегодняшнего времени образование претерпело существенные изменения. С 1909 и по
1916 год обучение детей практически отсутствовало, так как ближайшая школа
находилась в 20 верстах, в селе Благовещенка, поэтому учить детей было слишком
накладно. Только отдельные зажиточные крестьяне сами будучи грамотными могли
обучать своих детей, но таких были единицы. Ситуация изменилась, когда в селе
Орлеан в 1916 году была построена на народные средства начальная школа, кстати
часть этого деревянного здания и поныне занимает Орлеанская основная школа.
Теперь, казалось бы, можно было учить ребятишек и из других посёлков, но их
нужно было либо возить за семь вёрст, либо устраивать на квартиры, но за них
нужно было ведь платить, а платить то и нечем, особенно беднякам… Шли годы,
установилась повсюду советская власть, появились комбеды, кресткомы, которые и
решили проблему образования в селе. В 1925 году в Яготине был создан
крестьянский комитет во главе с Николаем Писанским и вскоре появилась начальная
школа и у нас! Увы, история не сохранила имён первых учителей. Более подробные и
достоверные факты известны лишь с 1935 –1940 годов. Кстати, в середине 30-х годов
были открыты начальные школы в посёлках: Хмели, Белградка, Ново-Кременчуг,
Сибирский партизан, Фёдоровка, всего шесть начальных и лишь одна семилетняя в
селе Орлеан – самая крупная в округе Яготинского сельского совета.
Численность учащихся в этих
школах на 1 января 1940 года составляла:
Населённый пункт |
Всего уч-ся |
1 кл. |
2 кл. |
3 кл. |
4 кл. |
5 кл. |
6 кл. |
7 кл. |
Яготино |
92 |
20 |
22 |
22 |
28 |
|
|
|
Хмели |
20 |
0 |
10 |
0 |
10 |
|
|
|
Фёдоровка |
21 |
0 |
10 |
0 |
11 |
|
|
|
Сибирский партизан |
30 |
18 |
0 |
12 |
0 |
|
|
|
Белградка |
15 |
9 |
0 |
6 |
0 |
|
|
|
Кременчуг |
30 |
17 |
0 |
13 |
0 |
|
|
|
Орлеан |
320 |
26 |
31 |
24 |
26 |
103 |
73 |
37 |
ИТОГО: |
528 |
90 |
73 |
77 |
75 |
103 |
73 |
37 |
Проанализируем данную таблицу.
Во-первых, можно с уверенностью
сказать о значительном количестве детей вообще и учащихся в частности, 528
только обучающихся, а сколько тогда дошкольников? Ведь даже в таких маленьких
сёлах, как Хмели, Фёдоровка, Кременчуг, Белградка, обучалось от 15 до 30 детей.
Во-вторых, 320 учащихся в
семилетней школе с.Орлеан, сегодня ни одна основная школа не имеет столько
детей!
В-третьих, в 5 классе
Орлеанской семилетней школы обучалось 103 , а в 7 классе 37?
Почему происходил такой резкий
спад? Причин здесь несколько. Причина первая – не было обуви и одежды, ведь на
учёбу приходилось добираться пешком из других сёл.
Причина вторая – не было
учебников, тетрадей, их не за что было купить.
Причина третья - основная,
нужно было помогать родителям по хозяйству, поэтому после 5 и 6
класса многие бросали учёбу и
шли работать в колхоз. Была и ещё одна причина, которую никогда не называли,
дети репрессированных родителей подвергались насмешкам и гонениям.
Что же собой представляли помещения школ? Большая их часть,
за исключением Орлеанской и Яготинской, были саманными. В них было холодно и
зимой и летом. Нынешнему поколению будет интересно узнать, как жила школа в
30-40-е годы. Для этого обратимся к документам того времени, воспоминаниям
ветеранов педагогического труда и учащимся:
«В 1935 году при Яготинской
начальной школе имелось небольшое подсобное хозяйство – лошадь, две коровы и 10
овец». Ухаживали за ними уборщицы, учителя и учащиеся. Школы отапливались
бурьяном, камышом, соломой и в лучшем случае кизяком. Яготинская школы ежегодно
выписывала в колхозе 250 кубических метров кизяка по цене 10 рублей 1 куб. м.,
другие школы поменьше. Вот
выдержка из заявления заведующей Белградской начальной школы Шарко Марии
Егоровны, « …прошу продать школе 30 кубометров кизяка для отопления по цене
15 рублей кубометр». Но это в мирное время! А вот перед нами предстают картины
школьной жизни военных 40-х годов, отрывок из воспоминаний Надеждиной
(Гуденко) Татьяны Никитичны, заведующей той же школы в 1944 году:
« Зимой учили детей, а летом работали в колхозе,
ведь учительский паёк нужно было отрабатывать. Учителям давали из колхоза по 200
граммов чёрного хлеба на день, мы косили хлеб, молотили, заготавливали топливо –
месили коровий навоз и закладывали его в небольшие квадратные деревянные формы.
Ночью для себя собирали колоски, мололи зерно на ручной мельнице, смешивали с
травой, пекли и… ели! А ещё мы были пропагандистами и артистами, готовили
концерты художественной самодеятельности, выпускали боевые листки, а школа была
центром культурной жизни села. Жили будто во сне: ни света, ни еды, ни одежды,
ни обуви – одна надежда на лучшую жизнь после Победы».
Ещё один документ того времени,
- воспоминания ученицы 3 класса Яготинской начальной школы Булатовой
(Портновой) Веры Марковны: « 1943 год. Голод, холод, нехватка учителей.
Уроки заболевших учителей часто
заменял председатель Заозёрного сельского совета Фризен Дмитрий
Андреевич, он был единомышленником моего отца – Портнова Марка
Мефодьевича, фельдшера Яготинской зоны. Так вот, Дмитрий Андреевич отдавал
больным детям, и мне тоже, свой обед – тарелку супа, разве такое можно забыть?!
Кстати, учителя получали годовой паёк: 500 граммов сахара и 500 граммов масла,
очень немного, о и этим они делились с учениками. Мы же ещё и работали. Пололи
колхозные поля, работали на току, каждому ведь доводилось задание…».
Сегодня только приходится
удивляться тем учителям, которые работали в те годы – как смогли они не только
учить детей, да ещё и растить своих собственных, работать в колхозе, быть
пропагандистами, артистами, обучать грамоте взрослых людей… И это тогда, когда
не было ни электричества, не на чем было писать, не хватало учебников, пособий,
ходили в старой одежде…
Но всегда было желание работать
для блага людей, невзирая ни на какие трудности и невзгоды.
Поистине, они достойны уважения
и народной памяти, ведь они, даже порой не имевшие педагогического образования,
были Учителями!
II. Этап
второй – Яготинская начальная школа.
Итак, в середине 20-х годов в
селе Яготине открывается начальная школа. Первоначально она располагалась в
самом центре села, напротив конторы колхоза им. Шевченко. В здании находилось
два класса, учительская и комната для семьи учителя, а также большой коридор,
где в зимнее время проводились уроки физической культуры. В учебных кабинетах
занимались ученики в две смены, либо сдвоенные классы : первый-третий,
второй-четвёртый, так как детей было немного. Отопление печное. После создания в
нашем селе в 1932 году Орлеанской МТС количество детей увеличилось. В 1939-1940
учебном году в школе обучалось 92 ученика, в 1 классе –20, во втором – 22, в
третьем – 22, в четвёртом классе – 28. Тогда и появилась вторая смена. В конце
30-х годов в нашей школе работали учителями: Емец Зиновий Афанасьевич,
Денисенко Павел Ефимович,
Харламов Галактион Иванович, Гарасько Надежда Гавриловна, Хихлов Андрей
Макарович, Кривошей Григорий Филиппович…
Школьные учителя преподавали на
курсах трактористов в Орлеанской МТС, так арифметику преподавал Хихлов А.М.,
русский язык – Харламов Г.И. В школе замещали уроки заболевших учителей –
Новак Макар Антонович, агроном, счетовод МТС, во время Великой Отечественной
войны – Фризен Д.А., о котором говорилось уже выше.В конце 30-х годов в школу
пришёл работать Данилов Илья Дмитриевич, погиб на фронте. В 40-е годы
Господаренко Мария Даниловна и Тищенко (Костюк)
Ефросинья Ерофеевна. Господаренко М.Д.и Тищенко Е.Е.
Работали в нашей школе до
выхода на пенсию в середине 70-х годов.Это наши ветераны педагогического труда,
Отличники просвещения. Сегодня им уже под 90 лет, но они прекрасно помнят всё,
что связано с их работой в школе – начальной, семилетней, восьмилетней и
средней.
Дай, Бог, им здоровья.
Господаренко М.Д. живёт вместе с сестрой, а Тищенко Е.Е. в доме для пожилых
людей в селе Яготине. Сотни их учеников, выпускников, многие из которых также
выбрали профессию учителя, благодарны им за их трудовой подвиг, подвиг сельского
учителя!
|