658661 Алтайский край, Благовещенский район, село Яготино  улица Мира 39  тел: 838564 27-6-57  E-mail:  ouyag70@rambler.ru

Село Яготино Карта сайта Контакты Новости Главная Учебный календарь Обратная связь История школы Архив
sait schoolyag

Основные сведения
Структура и органы управления образовательной организацией
Документы
Образование
Образовательные стандарты
Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Стипендии и иные виды материальной поддержки
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема (перевода)

Учебная деятельность
Требования ФЗ №273
Правовые документы
Наши достижения
Новая школа
Комплексная ПМО
Нормативные документы
Учебная деятельность
Программы школы
Воспитательная работа
Внутриучрежденческий контроль
Дистанционное обучение
Электронный журнал
Должностные инструкции
Методическая работа
Школьный округ
Молодые специалисты
Расписание (режим)
ГО и ЧС
Школьный наркопост
Пришкольный участок
Безопасность
Профессиональные стандарты
Грант Губернатора Алтайского края
Инновационный фонд
Школьная столовая
Школьное питание
Здоровье
Всероссийские проверочные работы
Краевые проверочные работы
Введение ФГОС образования обучающихся с ОВЗ
Введение  регионального сегмента учета контингента обучающихся
Независимая оценка качества работы образовательной организации
ППМС-сопровождение
Мы готовы к ГТО
Месячник ЗОЖ
Конкурс программ по формированию навыков жизнестойкости
Документы, определяющие политику в отношении обработки персональных данных.
Детский оздоровительный лагерь.
Госуслуги

 

Для учителей

 

Для учеников

 

Для родителей

 

Мероприятия

 

 

 

                                      

                              Период становления и Яготинская начальная школа

 

 I. ПРОЛОГ.  Период становления.                                                   

С момента возникновения села Яготина и до сегодняшнего времени образование претерпело существенные изменения. С 1909 и по 1916 год  обучение детей практически отсутствовало, так как ближайшая школа находилась в 20 верстах, в селе Благовещенка, поэтому учить детей было слишком накладно. Только отдельные зажиточные крестьяне сами будучи грамотными могли обучать своих детей, но таких были единицы. Ситуация изменилась, когда в селе Орлеан в 1916 году была построена на народные средства начальная школа, кстати часть этого деревянного здания и поныне занимает Орлеанская основная школа. Теперь, казалось бы, можно было учить ребятишек и из других посёлков, но их нужно было либо возить за семь вёрст, либо устраивать на квартиры, но за них нужно было ведь платить, а платить то и нечем, особенно беднякам… Шли годы, установилась повсюду советская власть, появились комбеды, кресткомы, которые и решили проблему образования в селе. В 1925 году в Яготине был создан крестьянский комитет во главе с Николаем Писанским и вскоре появилась начальная школа и у нас! Увы, история не сохранила имён первых учителей. Более подробные и достоверные факты известны лишь с 1935 –1940 годов. Кстати, в середине 30-х годов были открыты начальные школы в посёлках: Хмели, Белградка, Ново-Кременчуг, Сибирский партизан, Фёдоровка, всего шесть начальных и лишь одна семилетняя в селе Орлеан – самая крупная в округе Яготинского сельского совета.

 

Численность учащихся в этих школах на 1 января 1940 года составляла:

 

Населённый пункт

Всего уч-ся

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

5 кл.

6 кл.

7 кл.

Яготино

92

20

22

22

28

 

 

 

Хмели

20

0

10

0

10

 

 

 

Фёдоровка

21

0

10

0

11

 

 

 

Сибирский партизан

30

18

0

12

0

 

 

 

Белградка

15

9

0

6

0

 

 

 

Кременчуг

30

17

0

13

0

 

 

 

Орлеан

320

26

31

24

26

103

73

37

ИТОГО:

528

90

73

77

75

103

73

37

 

Проанализируем данную таблицу.

Во-первых, можно с уверенностью сказать о значительном количестве детей вообще и учащихся в частности, 528 только обучающихся, а сколько тогда дошкольников? Ведь даже в таких маленьких сёлах, как Хмели, Фёдоровка, Кременчуг, Белградка, обучалось от 15 до 30 детей.

Во-вторых, 320 учащихся в семилетней школе с.Орлеан, сегодня ни одна основная школа не имеет столько детей!

В-третьих, в 5 классе Орлеанской семилетней школы обучалось 103 , а в 7 классе 37?

Почему происходил такой резкий спад? Причин здесь несколько. Причина первая – не было обуви и одежды, ведь на учёбу приходилось добираться пешком из других сёл.

Причина вторая – не было учебников, тетрадей, их не за что было купить.

Причина третья - основная, нужно было помогать родителям по хозяйству, поэтому после 5 и 6

класса многие бросали учёбу и шли работать в колхоз. Была и ещё одна причина, которую никогда не называли, дети репрессированных родителей подвергались насмешкам и гонениям.

Что же собой представляли помещения школ? Большая их часть, за исключением Орлеанской и Яготинской, были саманными. В них было холодно и зимой и летом. Нынешнему поколению будет интересно узнать, как жила школа в 30-40-е годы. Для этого обратимся к документам того времени, воспоминаниям ветеранов педагогического труда и учащимся:

«В 1935 году при Яготинской начальной школе имелось небольшое подсобное хозяйство – лошадь, две коровы и 10 овец». Ухаживали за ними уборщицы, учителя и учащиеся. Школы отапливались бурьяном, камышом, соломой и в лучшем случае кизяком. Яготинская школы ежегодно выписывала в колхозе 250 кубических метров кизяка по цене 10 рублей 1 куб. м.,

другие школы поменьше. Вот выдержка из заявления заведующей Белградской начальной школы Шарко Марии Егоровны, « …прошу продать школе 30 кубометров кизяка для отопления по цене 15 рублей кубометр». Но это в мирное время! А вот перед нами предстают картины школьной жизни военных 40-х годов, отрывок из воспоминаний Надеждиной (Гуденко) Татьяны Никитичны, заведующей той же школы в 1944 году:

« Зимой учили детей, а летом работали в колхозе, ведь учительский паёк нужно было отрабатывать. Учителям давали из колхоза по 200 граммов чёрного хлеба на день, мы косили хлеб, молотили, заготавливали топливо – месили коровий навоз и закладывали его в небольшие квадратные деревянные формы. Ночью для себя собирали колоски, мололи зерно на ручной мельнице, смешивали с травой, пекли и… ели! А ещё мы были пропагандистами и артистами, готовили концерты художественной самодеятельности, выпускали боевые листки, а школа была центром культурной жизни села. Жили будто во сне: ни света, ни еды, ни одежды, ни обуви – одна надежда на лучшую жизнь после Победы».

Ещё один документ того времени, - воспоминания ученицы 3 класса Яготинской начальной школы Булатовой (Портновой) Веры Марковны: « 1943 год. Голод, холод, нехватка учителей.

Уроки заболевших учителей часто заменял председатель Заозёрного сельского совета Фризен Дмитрий Андреевич, он был единомышленником моего отца – Портнова Марка Мефодьевича, фельдшера Яготинской зоны. Так вот, Дмитрий Андреевич отдавал больным детям, и мне тоже, свой обед – тарелку супа, разве такое можно забыть?! Кстати, учителя получали годовой паёк: 500 граммов сахара и 500 граммов масла, очень немного, о и этим они делились с учениками. Мы же  ещё и работали. Пололи колхозные поля, работали на току, каждому ведь доводилось задание…».

Сегодня только приходится удивляться тем учителям, которые работали  в те годы – как смогли они не только учить детей, да ещё и растить своих собственных, работать в колхозе, быть пропагандистами, артистами, обучать грамоте взрослых людей… И это тогда, когда не было ни электричества, не на чем было писать, не хватало учебников, пособий, ходили в старой одежде…

Но всегда было желание работать для блага людей, невзирая ни на какие трудности и невзгоды.

Поистине, они достойны уважения и народной памяти, ведь они, даже порой не имевшие педагогического образования, были Учителями!

 

II. Этап второй – Яготинская начальная школа.

 

Итак, в середине 20-х годов в селе Яготине открывается начальная школа. Первоначально она располагалась в самом центре села, напротив конторы колхоза им. Шевченко. В здании находилось два класса, учительская и комната для семьи учителя, а также большой коридор, где в зимнее время проводились уроки физической культуры. В учебных кабинетах занимались ученики в две смены, либо сдвоенные классы : первый-третий, второй-четвёртый, так как детей было немного. Отопление печное. После создания в нашем селе в 1932 году Орлеанской МТС количество детей увеличилось. В 1939-1940 учебном году в школе обучалось 92 ученика, в 1 классе –20, во втором – 22, в третьем – 22, в четвёртом классе – 28. Тогда и появилась вторая смена. В конце 30-х годов в нашей школе работали учителями: Емец Зиновий Афанасьевич,

Денисенко Павел Ефимович, Харламов Галактион Иванович, Гарасько Надежда Гавриловна, Хихлов Андрей Макарович, Кривошей Григорий Филиппович…

Школьные учителя преподавали на курсах трактористов в Орлеанской МТС, так арифметику преподавал Хихлов А.М., русский язык – Харламов Г.И. В школе замещали уроки заболевших учителей – Новак Макар Антонович, агроном, счетовод МТС, во время Великой Отечественной войны – Фризен Д.А., о котором говорилось уже выше.В конце 30-х годов в школу пришёл работать Данилов Илья Дмитриевич, погиб на фронте. В 40-е годы Господаренко Мария Даниловна и Тищенко (Костюк) Ефросинья Ерофеевна. Господаренко М.Д.и Тищенко Е.Е.

Работали в нашей школе до выхода на пенсию в середине 70-х годов.Это наши ветераны педагогического труда, Отличники просвещения. Сегодня им уже под 90 лет, но они прекрасно помнят всё, что связано с их работой в школе – начальной, семилетней, восьмилетней и средней.

Дай, Бог, им здоровья. Господаренко М.Д. живёт вместе с сестрой, а Тищенко Е.Е. в доме для пожилых людей в селе Яготине. Сотни их учеников, выпускников, многие из которых также выбрали профессию учителя, благодарны им за их трудовой подвиг, подвиг сельского учителя!

 

 

 

 



 

Погода в Яготино

 

 

Село Яготино Благовещенский район Алтайский край 2016 год