658661 јлтайский край, Ѕлаговещенский район, село яготино  улица ћира 39  тел: 838564 27-6-57  E-mail:  ouyag70@rambler.ru

—ело яготино  арта сайта  онтакты Ќовости √лавна€ ”чебный календарь ќбратна€ св€зь »стори€ школы јрхив
пїњ

ќсновные сведени€
—труктура и органы управлени€ образовательной организацией
ƒокументы
ќбразование
ќбразовательные стандарты
–уководство. ѕедагогический (научно-педагогический) состав
ћатериально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
—типендии и иные виды материальной поддержки
ѕлатные образовательные услуги
‘инансово-хоз€йственна€ де€тельность
¬акантные места дл€ приема (перевода)

”чебна€ де€тельность
“ребовани€ ‘« є273
ѕравовые документы
Ќаши достижени€
Ќова€ школа
 омплексна€ ѕћќ
Ќормативные документы
”чебна€ де€тельность
ѕрограммы школы
¬оспитательна€ работа
¬нутриучрежденческий контроль
ƒистанционное обучение
Ёлектронный журнал
ƒолжностные инструкции
ћетодическа€ работа
Ўкольный округ
ћолодые специалисты
–асписание (режим)
√ќ и „—
Ўкольный наркопост
ѕришкольный участок
Ѕезопасность
ѕрофессиональные стандарты
√рант √убернатора јлтайского кра€
»нновационный фонд
Ўкольна€ столова€
Ўкольное питание
«доровье
¬сероссийские проверочные работы
 раевые проверочные работы
¬ведение ‘√ќ— образовани€ обучающихс€ с ќ¬«
¬ведение  регионального сегмента учета контингента обучающихс€
Ќезависима€ оценка качества работы образовательной организации
ѕѕћ—-сопровождение
ћы готовы к √“ќ
ћес€чник «ќ∆
 онкурс программ по формированию навыков жизнестойкости
ƒокументы, определ€ющие политику в отношении обработки персональных данных.
ƒетский оздоровительный лагерь.
√осуслуги

 

ƒл€ учителей

 

ƒл€ учеников

 

ƒл€ родителей

 

ћеропри€ти€

 

 

                                      

                              ѕериод становлени€ и яготинска€ начальна€ школа

 

 I. ѕ–ќЋќ√.  ѕериод становлени€.                                                   

— момента возникновени€ села яготина и до сегодн€шнего времени образование претерпело существенные изменени€. — 1909 и по 1916 год  обучение детей практически отсутствовало, так как ближайша€ школа находилась в 20 верстах, в селе Ѕлаговещенка, поэтому учить детей было слишком накладно. “олько отдельные зажиточные кресть€не сами будучи грамотными могли обучать своих детей, но таких были единицы. —итуаци€ изменилась, когда в селе ќрлеан в 1916 году была построена на народные средства начальна€ школа, кстати часть этого дерев€нного здани€ и поныне занимает ќрлеанска€ основна€ школа. “еперь, казалось бы, можно было учить реб€тишек и из других посЄлков, но их нужно было либо возить за семь вЄрст, либо устраивать на квартиры, но за них нужно было ведь платить, а платить то и нечем, особенно бедн€камЕ Ўли годы, установилась повсюду советска€ власть, по€вились комбеды, кресткомы, которые и решили проблему образовани€ в селе. ¬ 1925 году в яготине был создан кресть€нский комитет во главе с Ќиколаем ѕисанским и вскоре по€вилась начальна€ школа и у нас! ”вы, истори€ не сохранила имЄн первых учителей. Ѕолее подробные и достоверные факты известны лишь с 1935 Ц1940 годов.  стати, в середине 30-х годов были открыты начальные школы в посЄлках: ’мели, Ѕелградка, Ќово- ременчуг, —ибирский партизан, ‘Єдоровка, всего шесть начальных и лишь одна семилетн€€ в селе ќрлеан Ц сама€ крупна€ в округе яготинского сельского совета.

 

„исленность учащихс€ в этих школах на 1 €нвар€ 1940 года составл€ла:

 

ЌаселЄнный пункт

¬сего уч-с€

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

5 кл.

6 кл.

7 кл.

яготино

92

20

22

22

28

 

 

 

’мели

20

0

10

0

10

 

 

 

‘Єдоровка

21

0

10

0

11

 

 

 

—ибирский партизан

30

18

0

12

0

 

 

 

Ѕелградка

15

9

0

6

0

 

 

 

 ременчуг

30

17

0

13

0

 

 

 

ќрлеан

320

26

31

24

26

103

73

37

»“ќ√ќ:

528

90

73

77

75

103

73

37

 

ѕроанализируем данную таблицу.

¬о-первых, можно с уверенностью сказать о значительном количестве детей вообще и учащихс€ в частности, 528 только обучающихс€, а сколько тогда дошкольников? ¬едь даже в таких маленьких сЄлах, как ’мели, ‘Єдоровка,  ременчуг, Ѕелградка, обучалось от 15 до 30 детей.

¬о-вторых, 320 учащихс€ в семилетней школе с.ќрлеан, сегодн€ ни одна основна€ школа не имеет столько детей!

¬-третьих, в 5 классе ќрлеанской семилетней школы обучалось 103 , а в 7 классе 37?

ѕочему происходил такой резкий спад? ѕричин здесь несколько. ѕричина перва€ Ц не было обуви и одежды, ведь на учЄбу приходилось добиратьс€ пешком из других сЄл.

ѕричина втора€ Ц не было учебников, тетрадей, их не за что было купить.

ѕричина треть€ - основна€, нужно было помогать родител€м по хоз€йству, поэтому после 5 и 6

класса многие бросали учЄбу и шли работать в колхоз. Ѕыла и ещЄ одна причина, которую никогда не называли, дети репрессированных родителей подвергались насмешкам и гонени€м.

„то же собой представл€ли помещени€ школ? Ѕольша€ их часть, за исключением ќрлеанской и яготинской, были саманными. ¬ них было холодно и зимой и летом. Ќынешнему поколению будет интересно узнать, как жила школа в 30-40-е годы. ƒл€ этого обратимс€ к документам того времени, воспоминани€м ветеранов педагогического труда и учащимс€:

Ђ¬ 1935 году при яготинской начальной школе имелось небольшое подсобное хоз€йство Ц лошадь, две коровы и 10 овецї. ”хаживали за ними уборщицы, учител€ и учащиес€. Ўколы отапливались бурь€ном, камышом, соломой и в лучшем случае киз€ком. яготинска€ школы ежегодно выписывала в колхозе 250 кубических метров киз€ка по цене 10 рублей 1 куб. м.,

другие школы поменьше. ¬от выдержка из за€влени€ заведующей Ѕелградской начальной школы Ўарко ћарии ≈горовны, Ђ Епрошу продать школе 30 кубометров киз€ка дл€ отоплени€ по цене 15 рублей кубометрї. Ќо это в мирное врем€! ј вот перед нами предстают картины школьной жизни военных 40-х годов, отрывок из воспоминаний Ќадеждиной (√уденко) “ать€ны Ќикитичны, заведующей той же школы в 1944 году:

Ђ «имой учили детей, а летом работали в колхозе, ведь учительский паЄк нужно было отрабатывать. ”чител€м давали из колхоза по 200 граммов чЄрного хлеба на день, мы косили хлеб, молотили, заготавливали топливо Ц месили коровий навоз и закладывали его в небольшие квадратные дерев€нные формы. Ќочью дл€ себ€ собирали колоски, мололи зерно на ручной мельнице, смешивали с травой, пекли иЕ ели! ј ещЄ мы были пропагандистами и артистами, готовили концерты художественной самоде€тельности, выпускали боевые листки, а школа была центром культурной жизни села. ∆или будто во сне: ни света, ни еды, ни одежды, ни обуви Ц одна надежда на лучшую жизнь после ѕобедыї.

≈щЄ один документ того времени, - воспоминани€ ученицы 3 класса яготинской начальной школы Ѕулатовой (ѕортновой) ¬еры ћарковны: Ђ 1943 год. √олод, холод, нехватка учителей.

”роки заболевших учителей часто замен€л председатель «аозЄрного сельского совета ‘ризен ƒмитрий јндреевич, он был единомышленником моего отца Ц ѕортнова ћарка ћефодьевича, фельдшера яготинской зоны. “ак вот, ƒмитрий јндреевич отдавал больным дет€м, и мне тоже, свой обед Ц тарелку супа, разве такое можно забыть?!  стати, учител€ получали годовой паЄк: 500 граммов сахара и 500 граммов масла, очень немного, о и этим они делились с учениками. ћы же  ещЄ и работали. ѕололи колхозные пол€, работали на току, каждому ведь доводилось заданиеЕї.

—егодн€ только приходитс€ удивл€тьс€ тем учител€м, которые работали  в те годы Ц как смогли они не только учить детей, да ещЄ и растить своих собственных, работать в колхозе, быть пропагандистами, артистами, обучать грамоте взрослых людейЕ » это тогда, когда не было ни электричества, не на чем было писать, не хватало учебников, пособий, ходили в старой одеждеЕ

Ќо всегда было желание работать дл€ блага людей, невзира€ ни на какие трудности и невзгоды.

ѕоистине, они достойны уважени€ и народной пам€ти, ведь они, даже порой не имевшие педагогического образовани€, были ”чител€ми!

 

II. Ётап второй Ц яготинска€ начальна€ школа.

 

»так, в середине 20-х годов в селе яготине открываетс€ начальна€ школа. ѕервоначально она располагалась в самом центре села, напротив конторы колхоза им. Ўевченко. ¬ здании находилось два класса, учительска€ и комната дл€ семьи учител€, а также большой коридор, где в зимнее врем€ проводились уроки физической культуры. ¬ учебных кабинетах занимались ученики в две смены, либо сдвоенные классы : первый-третий, второй-четвЄртый, так как детей было немного. ќтопление печное. ѕосле создани€ в нашем селе в 1932 году ќрлеанской ћ“— количество детей увеличилось. ¬ 1939-1940 учебном году в школе обучалось 92 ученика, в 1 классе Ц20, во втором Ц 22, в третьем Ц 22, в четвЄртом классе Ц 28. “огда и по€вилась втора€ смена. ¬ конце 30-х годов в нашей школе работали учител€ми: ≈мец «иновий јфанасьевич,

ƒенисенко ѕавел ≈фимович, ’арламов √алактион »ванович, √арасько Ќадежда √авриловна, ’ихлов јндрей ћакарович,  ривошей √ригорий ‘илипповичЕ

Ўкольные учител€ преподавали на курсах трактористов в ќрлеанской ћ“—, так арифметику преподавал ’ихлов ј.ћ., русский €зык Ц ’арламов √.». ¬ школе замещали уроки заболевших учителей Ц Ќовак ћакар јнтонович, агроном, счетовод ћ“—, во врем€ ¬еликой ќтечественной войны Ц ‘ризен ƒ.ј., о котором говорилось уже выше.¬ конце 30-х годов в школу пришЄл работать ƒанилов »ль€ ƒмитриевич, погиб на фронте. ¬ 40-е годы √осподаренко ћари€ ƒаниловна и “ищенко ( остюк) ≈фросинь€ ≈рофеевна. √осподаренко ћ.ƒ.и “ищенко ≈.≈.

–аботали в нашей школе до выхода на пенсию в середине 70-х годов.Ёто наши ветераны педагогического труда, ќтличники просвещени€. —егодн€ им уже под 90 лет, но они прекрасно помн€т всЄ, что св€зано с их работой в школе Ц начальной, семилетней, восьмилетней и средней.

ƒай, Ѕог, им здоровь€. √осподаренко ћ.ƒ. живЄт вместе с сестрой, а “ищенко ≈.≈. в доме дл€ пожилых людей в селе яготине. —отни их учеников, выпускников, многие из которых также выбрали профессию учител€, благодарны им за их трудовой подвиг, подвиг сельского учител€!

 

 

 

 



 
 

–Я–Њ–≥–Њ–і–∞ –≤ –ѓ–≥–Њ—В–Є–љ–Њ

 

 

–°–µ–ї–Њ –ѓ–≥–Њ—В–Є–љ–Њ –С–ї–∞–≥–Њ–≤–µ—Й–µ–љ—Б–Ї–Є–є —А–∞–є–Њ–љ –Р–ї—В–∞–є—Б–Ї–Є–є –Ї—А–∞–є 2016 –≥–Њ–і